Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: С С С
0 Суббота 21 июля
Официально
О противодействии преступлениям в сфере налогового законодательства

Переход к рыночным отношениям, частичное вмешательство государства в регулирование экономики, многообразие форм собственности, развитие частного предпринимательства, несбалансированность хозяйственного механизма и системы распределительных отношений, – все это способствовало возникновению новых видов преступлений в сфере экономической деятельности. Уже с первых лет существования рыночных отношений наше государство столкнулось с серьезной проблемой, – массовым уклонением налогоплательщиков (как юридических, так и физических лиц) от налогообложения. Следствием этого стали значительные потери доходной части бюджета. То есть рыночные отношения уже сами, по своей сути, порождают преступность, поскольку основаны на конкуренции. 

     К новым видам преступлений в экономической сфере, в частности, можно отнести такие, как фиктивное банкротство, незаконное осуществление предпринимательской деятельности, лжепредпринимательство, незаконное получение кредита, манипулирование рынком, контрабанда, уклонение от уплаты налогов, невозвращение из-за границы валютных средств, злоупотребление полномочиями и другие.

         Одновременно с появлением новых видов преступлений совершенствовалась и уголовно-правовая политика: были включены новые составы преступлений, увеличена уголовная ответственность за совершаемые преступления, некоторые статьи (экономические преступления) были дополнены новыми квалифицирующими признаками и т.д. Однако сфера экономических преступлений по своим масштабам причинения ущерба по-прежнему остается на сегодняшний день одной из лидирующих

В настоящее время налоговая и связанная с ней иная экономическая преступность превращается в одну из основных угроз безопасности государства. Налоговая преступность не просто становится организованной, она составляет экономический фундамент организованных преступных сообществ и групп. Скрываемые от налогообложения средства в последствии используются для расширения противоправной деятельности, финансирования экстремистских группировок, подкупа служащих государственного аппарата и сотрудников правоохранительных органов. Учитывая эти факторы, принимаются меры к повышению эффективности и качества оперативно-служебной деятельности. При этом учитываются не только количественные показатели, характеризующие оперативно-розыскную деятельность, но и выявляются резервы повышения эффективности служебной деятельности, акцентируя внимание на ключевые для экономического блока направления, выработку путей и мер по устранения имеющихся недостатков в работе правоохранительных органов по расследованию налоговых преступлений.

В соответствии с Конституцией РФ, каждый субъект обязан выплачивать налоги, установленные законом. Нормативные акты, определяющие новые отчисления или ухудшающие положение плательщиков, не имеют обратной силы. В главе 23 Налогового кодекса РФ установлен порядок, в соответствии с которым осуществляется выплата налогов и сборов. Правила и размеры отчислений определяются в соответствии с Федеральными законами, уставами, положениями, инструкциями. Уголовная ответственность за налоговые преступления наступает для граждан в случаях уклонения от исполнения ими обязательств перед бюджетом в крупном размере.

В Уголовном кодексе РФ присутствуют 4 статьи, предусматривающие наказания за общественно опасные деяния, связанные с обязательствами, установленными в Налоговом кодексе РФ. К ним, в частности, относят нормы:

Субъектом, т. е. лицом привлекаемым к уголовной ответственности, может быть только физическое лицо, даже в случаях, когда некое уголовное деяние касается организации. Таким образом, когда речь идет об уголовном преступлении, выражающемся в уклонении от уплаты налогов, к ответственности будут привлекаться конкретные люди, в частности это могут быть директор или главный бухгалтер, а в определенных случаях — учредители.

К уголовной ответственности за неуплату налогов и сборов могут быть привлечены лишь вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста.

Различают три вида деяний, которые образуют состав уголовного преступления в сфере налогов и сборов:

1.     Уклонение от уплаты налогов и сборов;

2.     Неисполнение обязанностей налогового агента;

3.     Сокрытие денег и имущества организации или предпринимателя, за счет которых должно быть произведено взыскание налогов и сборов.

Согласно ст. 198 УК РФ, уклонение от уплаты налогов или сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых является обязательным, либо путем представления заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, наказывается:

§ штрафом в размере от 100000 до 300000 рублей;

§ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;

§ либо арестом на срок от четырех до шести месяцев;

§ либо лишением свободы на срок до одного года.

При этом крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 600000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1800000 рублей.

То же деяние, совершенное в особо крупном размере, наказывается:

§ штрафом в размере от 200000 до 500000 рублей;

§ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет;

§ либо лишением свободы на срок до трех лет.

Особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 3000000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20%, подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 9000000 рублей.

Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное статьей 198 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа.

Статья 199 УК РФ также рассматривает уклонение от уплаты налогов или сборов путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых является обязательным, либо путем представления заведомо ложных сведений, но касаемо организаций. Такое деяние, совершенное в крупном размере, наказывается:

§ штрафом в размере от 100000 до 300000 рублей;

§ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;

§ либо арестом на срок от четырех до шести месяцев;

§ либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

То же деяние, совершенное:

§ группой лиц по предварительному сговору;

§ в особо крупном размере наказывается:

§ штрафом в размере от 200000 до 500000 рублей

§ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет

§ либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Статья 199.1. устанавливает ответственность налогового агента за неисполнение им в личных интересах обязанностей по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов в соответствующий бюджет.

Такое правонарушение, совершенное в крупном размере, наказывается:

§ штрафом в размере от 100000 до 300000 рублей;

§ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;

§ либо арестом на срок от четырех до шести месяцев;

§ либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

То же деяние, совершенное в особо крупном размере, наказывается:

§ штрафом в размере от 200000 до 500000 рублей;

§ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет;

§ либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

И для 199, и для 199.1 УК РФ статьи:

§ крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2000000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 6000000 рублей;

§ особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 10000000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 30000000 рублей;

Согласно ст. 199.2 УК РФ, сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, наказывается:

§ штрафом в размере от 200000 до 500000 рублей;

§ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет;

§ либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Факт неуплаты налогов в размерах менее крупного, даже при полном формальном наличии состава уголовного преступления, преступлением не является. Согласно п. 2 ст. 14 УК РФ, не является преступлением действие, либо бездействие, хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности. Однако, поскольку за неуплату налогов, кроме уголовной предусмотрена ответственность по налоговому законодательству и Административному кодексу, отсутствие в действиях по неуплате налогов состава уголовного преступления не означает, что налоги и штрафы платить не придется. Уплата начисленных налогов и кроме того штрафов и пени в любом случае обязательна, но в рассматриваемой ситуации без привлечения к уголовной ответственности.

На практике есть мнение, что под угрозу уголовного преследования попадают лишь руководитель и главный бухгалтер организации. Это не так. Уголовная ответственность может грозить любому сотруднику организации на основании статьи 33 Уголовного кодекса РФ — соучастниками преступления наряду с исполнителем признаются организатор, подстрекатель и пособник.

Помимо руководителей и главных бухгалтеров, в число обвиняемых в совершении налоговых преступлений чаще всего попадают собственники бизнеса, финансовые директора и иные лица, которые участвуют в принятии решений, связанных с размером уплачиваемых налогов.

Одним из важнейших направлений деятельности Изобильненского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ставропольскому краю является проведение проверок и расследование уголовных дел о преступлениях налоговой направленности.

В истекшем периоде 2018 года, в целях повышения эффективности работы по рассмотрению сообщений и расследованию уголовных дел о преступлениях в сфере налогообложения, а также эффективности взаимодействия с правоохранительными и контролирующими органами по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений обозначенной категории, на постоянной основе проводятся межведомственные совещания по вопросам взаимодействия и координации совместной деятельности при выявлении, предупреждении, пресечении и расследовании налоговых преступлений, а также вопросов, связанных с рассмотрением конкретных сообщений о преступлениях данной категории. Распоряжением руководителя следственного отдела назначены следователи. В целях повышения эффективности процессуального контроля организовано личное изучение всех поступающих материалов о налоговых преступлениях. Состояние работы в указанном направлении ежеквартально анализируется, выявляются имеющиеся недостатки, принимаются меры по их устранению и недопущению.

Так, в истекшем периоде 2018 года в Изобильненский межрайонный следственный отдел поступило 3 материала проверок по сообщениям о совершении преступлений в сфере налогообложения, которые были переданы по подследственности. В анализируемом периоде отмечается значительное снижение количества сообщений о преступлениях в сфере налогообложения, поступивших из налоговых органов.

В целях реализации полномочий по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации в рамках задач, возложенных на них Конституцией Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации и Федеральная налоговая служба Российской Федерации 13 февраля 2012 года заключили Соглашение о взаимодействии № 101-162-12/ММВ-27-2/3, предметом которого является организация взаимодействия следственных органов Следственного комитета и налоговых органов Российской Федерации в установленных сферах деятельности, в том числе вопросах выявления, предупреждения, пресечения и расследования преступлений, а также в вопросах повышения налоговой дисциплины в сфере экономики и обеспечения своевременности и полноты уплаты налогов и сборов в бюджеты и государственные внебюджетные фонды.

Соглашением определяются принципы, направления, порядок и формы взаимодействия следственных органов Следственного комитета и налоговых органов Российской Федерации, в том числе в вопросах противодействия налоговым преступлениям.

В соответствии с ч. 4 ст. 21 УПК РФ в ст. 7 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» закреплено, что сотрудник Следственного комитета при осуществлении процессуальных полномочий, возложенных на него уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации (а к ним относится и проведение проверки сообщения о преступлении), вправе:

иметь доступ к документам и материалам федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в целях проверки находящегося у него в производстве сообщения о преступлении; 

требовать от их руководителей и других должностных лиц предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших в ходе проверки сообщения о преступлении и проведения предварительного расследования вопросов;

требовать от должностных лиц соответствующих органов, предприятий, учреждений и организаций производства в этих целях документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов и привлекать к участию в этих проверках, ревизиях, исследованиях специалистов;

вызывать должностных и иных лиц для объяснений. 

Требования (запросы, поручения) сотрудника Следственного комитета, предъявленные (направленные, данные) при проверке сообщения о преступлении, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными и иными лицами незамедлительно или в указанный в требовании (запросе, поручении) срок. 

Подводя итоги, хочется отметить, что какой бы высокой ни была налоговая нагрузка предприятий, неуплата налогов и сборов может привести к более печальным последствиям — уголовной ответственности для должностных лиц.