Выберите шрифт: Tahoma Times New Roman
Интервал между буквами: Стандартный Средний Большой
С введением в действие новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами ключевыми игроками в отрасли стали региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Твердые коммунальные отходы (ТКО) - это отходы, которые образуются в жилом помещении в процессе жизнедеятельности, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими и юридическими лицами.
Региональный оператор – юридическое лицо, которое обязано заключить договор с каждым собственником жилого помещения, а также с юридическими лицами, которые образуют ТКО на оказание услуг по обращению с отходами (статья 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998).
Обязанность физических и юридических лиц заключить с регоператором договор на вывоз мусора закреплена в Жилищном кодексе (ч.5 статья 30 ЖК РФ). Жителям многоквартирных домов и частного сектора услуга предоставляется в рамках договора публичной оферты, то есть, оформление договора в письменном виде не требуется. Но это не означает, что за оказанную услугу по обращению с ТКО можно не платить. Оплачивать ее нужно ежемесячно. Поэтому уйти от заключения договора невозможно.
Заключить такой договор можно и в письменном виде. Что он дает собственнику? Из документа можно почерпнуть: с какой периодичностью, каким способом и в каком объеме региональный оператор заберет ТКО. Четко прописанные права и обязанности, как свои, так и регоператора, позволят взаимодействовать на цивилизованном уровне и вовремя решать возможные вопросы. Эти пункты являются существенными условиями договора.
Отказ от заключения договора, мотивированный тем, что конкретный человек или семья мусор не «производят», от ответственности не освобождает. Ежегодно накапливаемые в крае объемы отходов показывают, что в среднем каждый ставропольчанин выбрасывает от 1,5 до 2,8 куб. метров мусора. Показатель рассчитан исходя из значения региональных нормативов накопления ТКО в зависимости от категории жилья (многоквартирный дом или частный сектор), а также статуса населенного пункта и численности жителей.
За членов семьи, которые прописаны, но фактически (временно или постоянно) не живут по данном адресу, платить не нужно. Это право закреплено в Правилах предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354. Чтобы им воспользоваться, необходимо направить письменное заявление регоператору, а также приложить документы, подтверждающие факт временного отсутствия потребителя. В качестве таких документов могут быть представлены:
Если ни один из вышеперечисленных вариантов не подходит, рекомендуется обратиться за консультацией к регоператору и обговорить ситуацию. Специалисты предприятия подскажут как правильно оформить документы.
Перерасчет размера платы за услугу будет произведен за указанный в заявлении период, но не более чем за 6 месяцев. Подтверждать временное отсутствие потребителя по месту жительства необходимо каждые полгода.
Другая сторона медали – как организовать сбор платы за мусор с так называемых «резиновых» домов и квартир, где по факту проживает больше людей, чем зарегистрировано. В этом случае управляющая компания, ТСЖ или владелец частного дома могут составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, для расчета размера платы за коммунальную услугу. Стоит отметить, что по закону, потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически живет в этом доме или квартире более 5 дней подряд.
Есть форма расчета для пустых квартир и таких, где официально никто не зарегистрирован и временно не проживает: объем коммунальной услуги по обращению с ТКО будет рассчитываться с учетом количества собственников.
Вопреки расхожему мнению, регоператоры не наделены ответственностью абсолютно за все, что касается цикла «жизни» отходов.
Например, обустройством мест накопления ТКО – контейнерных площадок – должен заниматься собственник земельного участка, на котором такая площадка расположена. В большинстве случаев – это муниципалитет. Исключение: случаи, когда площадка расположена территории, которая находится во владении/пользовании собственников помещений в многоквартирном доме или, скажем, садоводческого товарищества.
Содержать контейнерные площадки и территории, прилегающие к месту погрузки мусора, также должен собственник земельного участка. Если речь идет о площадке во дворе многоквартирного дома, то, как правило, собственники помещений в доме поручают это управляющей компании (ТСЖ/ЖСК). Именно организация, управляющая МКД, в этом случае отвечает за чистоту на контейнерной площадке.
Ответственность регионального оператора начинается с момента погрузки ТКО в мусоровоз. Если в процессе погрузки мусор просыпался, сотрудники компании обязаны подобрать его.
Вывоз ТКО должен осуществляться по графику, который размещен на сайте регионального оператора. Если график нарушается, нужно сообщить об этом на телефон «горячей линии» регоператора.
Весь дальнейший цикл «жизни» ТКО также находится в зоне ответственности регионального оператора: транспортировка от мест складирования, сортировка, утилизация, обезвреживание и захоронение легальным способом в специально отведённых для этого местах.
Региональные операторы выбраны на период от 10 до 15 лет. И если организация нарушит правила обращения с отходами или условия соглашения с министерством, она может быть привлечена к ответственности, в том числе в виде крупных штрафов, или даже лишиться своего статуса.
Контроль за выполнением регоператорами своих обязанностей возложен на министерство ЖКХ Ставропольского края.
В той или иной степени, работу регоператоров регулируют и другие ведомства.
Управление Ставропольского края – государственная жилищная инспекция контролирует качество предоставляемой потребителям услуги по обращению с отходами.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования по СК и краевое министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды проводят мониторинг образования несанкционированных свалок.
Плюс – по всем вопросам работы регоператоров граждане могут обратиться в местные администрации.
Ознакомиться с нормативными правовыми актами в сфере обращения с ТКО на территории Ставропольского края можно на официальном сайте министерства в сети Интернет www.mingkhsk.ru (далее – сайт министерства) в разделе «Деятельность» → «Обращение с отходами».
Также жителей Ставрополья волнует вопрос обустройства контейнерных площадок. Кто должен их обустраивать и есть ли определенные требования?
В соответствии с законодательством, места накопления ТКО должны создаваться и обустраиваться органами местного самоуправления, за исключением тех случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, к примеру, если участок относится к придомовой территории МКД или садовому товариществу. Однако создание контейнерной площадки должно быть согласовано с муниципалитетом.
С 2019 года сведения обо всех таких площадках, их технических характеристиках, собственниках и источниках накопления отходов местные администрации будут фиксировать в специальном реестре. Этот реестр должен размещаться в свободном доступе на официальной странице администрации в сети Интернет.
Требования к местам накопления ТКО предусмотрены санитарными правилами содержания территорий населенных пунктов. Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 метров, но не более 100 метров. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 10. Если в силу сложившейся застройки возможности соблюсти эти требования нет, место расположения контейнеров определяется комиссионно с участием представителей местной администрации.
Складировать мусор в местах не предназначенных для этого местах запрещено. За этим следит региональный оператор. В случае выявления стихийной свалки объемом более одного кубического метра регоператор должен уведомить об этом собственника, на чьем земельном участке она расположена, и потребовать ликвидировать ее. Если собственник земельного участка в течение 30 дней этот мусор не убрал, то регоператор сделает это самостоятельно, а затем в судебном порядке взыщет понесенные расходы.
Стоит отметить, что за 2 минувших года было ликвидировано 25 стихийных свалок в крае. Также в крае созданы 9 линий по сортировке отходов общей мощностью 1,8 млн тонн в год.
В контейнерах запрещается складировать горящие, раскаленные или горячие отходы, крупногабаритные отходы, снег и лед, осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть, батареи и аккумуляторы, медицинские отходы, а также иные отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) контейнеров, повредить контейнеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО.
К транспортированию также запрещаются опасные вещества, отнесенные к опасным грузам. Регоператору запрещается осуществлять транспортирование указанных опасных веществ (грузов) в составе или под видом ТКО.
Потребителям запрещается осуществлять складирование ТКО на площадках, не указанных в договоре на оказание данной услуг.
Потребителям запрещается складировать ТКО вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством РФ.
В случае поступления жалоб от граждан в адрес регоператора, местную администрацию или в Росприроднадзор по поводу случаев организации свалок соответствующими органами проводится работа по выявлению нарушителя и привлечению его к ответственности.
Жители часто задают вопрос, как правильно распрощаться с вышедшими из употребления предметами домашнего обихода, которые не положишь в обычный контейнер.
Крупные предметы размерами больше полуметра в высоту, ширину или длину (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.) – это крупногабаритные отходы (КГО). Они относятся к категории ТКО, то есть напрямую подпадают под ответственность регоператоров.
Таким образом, отходы от текущего ремонта жилых помещений (отходы линолеума, рамы, дверные коробки и др.) классифицируются как крупногабаритные отходы и подлежат вывозу региональным оператором в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО.
При этом следует отметить, что отходы при капитальном ремонте жилых помещений (это работы по замене и восстановлению несущих, ограждающих и коммуникационных конструкций, пришедших в негодность в результате эксплуатации) не относятся к ТКО и не входят в зону ответственности регионального оператора.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. № 170 определен примерный перечень работ, относящихся к текущему ремонту:
1. Фундаменты |
Устранение местных деформаций, усиление, восстановление поврежденных участков фундаментов, вентиляционных продухов, отмостки и входов в подвалы. |
2. Стены и фасады |
Герметизация стыков, заделка и восстановление архитектурных элементов; смена участков обшивки деревянных стен, ремонт и окраска фасадов. |
3. Перекрытия |
Частичная смена отдельных элементов; заделка швов и трещин; укрепление и окраска. |
4. Крыши |
Усиление элементов деревянной стропильной системы, антисептирование и антиперирование; устранение неисправностей стальных, асбестоцементных и других кровель, замена водосточных труб; ремонт гидроизоляции, утепления и вентиляции. |
5. Оконные и дверные заполнения |
Смена и восстановление отдельных элементов (приборов) и заполнений. |
6. Межквартирные перегородки |
Усиление, смена, заделка отдельных участков. |
7. Лестницы, балконы, крыльца (зонты-козырьки) над входами в подъезды, подвалы, над балконами верхних этажей |
Восстановление или замена отдельных участков и элементов. |
8. Полы |
Замена, восстановление отдельных участков. |
9. Печи и очаги |
Работы по устранению неисправностей. |
10. Внутренняя отделка |
Восстановление отделки стен, потолков, полов отдельными участками в подъездах, технических помещений, в других общедомовых вспомогательных помещениях и служебных квартирах. |
11. Центральное отопление |
Установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем центрального отопления включая домовые котельные. |
12. Водопровод и канализация, горячее водоснабжение |
Установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем водопроводов и канализации, горячего водоснабжения включая насосные установки в жилых зданиях. |
13. Электроснабжение и электротехнические устройства |
Установка, замена и восстановление работоспособности электроснабжения здания, за исключением внутриквартирных устройств и приборов, кроме электроплит. |
14. Вентиляция |
Замена и восстановление работоспособности внутридомовой системы вентиляции включая собственно вентиляторы и их электроприводы. |
15. Мусоропровод |
Восстановление работоспособности вентиляционных и промывочных устройств, крышек мусороприемных клапанов и шиберных устройств. |
16. Специальные общедомовые технические устройства |
Замена и восстановление элементов и частей элементов специальных технических устройств, выполняемые специализированными предприятиями по договору подряда с собственником (уполномоченным им органом) либо с организацией, обслуживающей жилищный фонд, по регламентам, устанавливаемым заводами-изготовителями либо соответствующими отраслевыми министерствами (ведомствами) и согласованными государственными надзорными органами. |
17. Внешнее благоустройство |
Ремонт и восстановление разрушенных участков тротуаров, проездов, дорожек, отмосток ограждений и оборудования спортивных, хозяйственных площадок и площадок для отдыха, площадок и навесов для контейнеров-мусоросборников. |
Закон предписывает складировать КГО в бункерах-накопителях или на специальных площадках, откуда их забирает регоператор по мере накопления, но не реже 1 раза в неделю. На сегодняшний день такие площадки оборудованы не везде, поэтому вывоз осуществляется по заявке жителей от мест их проживания: от многоквартирных домов – с площадок, выделенных под КГО, и аналогичных площадок в частном секторе. Дополнительная плата за данную услугу не взимается.
При выполнении работ по определению нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утверждённых приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 26 декабря 2017 г. № 347 в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 г. № 269 в составе твердых коммунальных отходов учитывались вышеуказанные виды отходов, а также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории.
Виды отходов, которые относятся к типу «Отходы строительства зданий, сооружений» (например, от капитального ремонта) запрещено складывать в контейнеры для ТКО. Подобные отходы, даже если смогли поместиться в установленные для бытового мусора бункеры, способны повредить мусоровозы при погрузке и транспортировке. Часть таких отходов может предоставлять опасность для человека и окружающей среды, в том числе из-за строительной пыли.
В обязанности регионального оператора по обращению с отходами не входит вывоз такого вида отходов. Ответственность за это несут лица, в процессе деятельности которых такой мусор образовался. Вывоз и утилизация подобных отходов должен производиться отдельно от ТКО. Строительный мусор вывозят специализированные компании по отдельному договору.